Выделенное 

Юрий Мамлеев - РОССИЯ. КЛЮЧИ К БУДУЩЕМУ

Юрий Мамлеев

РОССИЯ. КЛЮЧИ К БУДУЩЕМУ

Россия находится сейчас в сложном положении. Впрочем, как и весь мир. Но прежде чем говорить о будущем, необходимо со­вершенно четко осознать, что если в России не будут решены в течение ближайших, скажем, 10 лет те глубоко насущные больные проблемы, которые, кстати, хорошо известны, то говорить о до­стойном, лишенном смертельных опасностей будущем будет труд­но. Поэтому на современном руководстве страны лежит огромная, даже в чем-то небывалая ответственность за судьбу страны и ее народа. Тем более, в самом ближайшем времени могут возникнуть весьма неожиданные ситуации, последствия которых мало пред­сказуемы. Речь идет о мировой ситуации в целом, следовательно, прежде чем перейти к будущему, надо все-таки остановиться на этих насущных проблемах.

Сложно писать о том, о чем говорилось много раз, но все-таки... Устоять в этом довольно жутком современном мире Россия, фак­тически попавшая в ловушку в 90-е годы XX века, может лишь при следующих условиях.

1.      Абсолютная обороноспособность и ее проекция в будущие времена. Без этого нечего и думать о существовании России вообще.

2.      Продовольственная и лекарственная безопасность.

3.      Научно-технологическое и экономическое развитие.

4.      Высокий уровень образования.

5.      Особо следует остановиться на демографической проблеме. Ясно, что необходимо добиться превышения рождаемости над смертностью. Но есть еще один важнейший момент.

Исторически доказано, что государство и страна могут ста­бильно существовать при следующих условиях:

а) когда государствообразующий народ значительно превы­шает половину населения страны и находится в активном жизненном состоянии;

б) когда другие народы, имея равные права, живут в эффек­тивной гармонии с государствообразующим народом и принимают язык и культуру данной страны, сохраняя при этом право и на собственную культуру и язык. Но если государствообразующий народ находится в плачевном со­стоянии и его численность постоянно уменьшается и мо­ральный дух падает — распад страны неизбежен, и центро­бежные силы сделают свое дело. Если же наоборот, другие народы данной страны чувствуют себя ущемленными, то национальные противоречия на этой почве проявятся, и конфликты той или иной степени неизбежны.

Дальнейшие комментарии, думаю, излишни.

Все перечисленные условия, от обороноспособности до реше­ния демографической проблемы, образуют тот минимум, при ко­тором возможно сохранение национальной безопасности страны и ее суверенитета. Последнее тоже исключительно важно, и ни­какого компромисса здесь быть не может. Сотрудничество вся­кого рода со всем миром, экономическое и политическое, вполне совместимо с сохранением суверенитета. Россия настолько само­бытная страна, что потеря суверенитета, даже частичная, может иметь необратимые разрушительные последствия.

Исполнение вышеперечисленных условий, несомненно, помо­жет выйти из кризиса. Но есть одно обстоятельство, которое мо­жет свести на нет все усилия, направленные на реализацию этих условий. Это обстоятельство — моральный кризис в обществе. В 90-е годы СМИ много поработали, особенно на телевидении, что­бы вызвать этот кризис.

Исторически Россия всегда держалась на великой идее, на нравственных началах православной цивилизации, на отношении к человеку как образу и подобию Божию и не связывала достоин­ство человека с его, например, социальным успехом и т.д. В сере­дине XIX века преступность в России, согласно документам, была на редкость низкой, двери в деревенских домах не запирались. Конечно, и тогда совершались преступления, но по человеческой слабости такое всегда неизбежно. Лишь с конца XIX века все стало меняться. Но даже после Октябрьской революции, в советский период, сохранялась общечеловеческая мораль, несмотря на по­литический деспотизм системы. Это был парадокс, но это так. Поэтому резкий переход в 90-е годы к разгулу и пропаганде дико­го индивидуализма, даже не индивидуализма, а просто животного эгоизма, культа наживы практически любыми средствами, осмея­ния любви к Родине, всех достойных человеческих чувств вообще нанес трудно поправимый удар по психическому состоянию на­рода, — настолько эта неистовая пропаганда была ошеломитель­ной и бесчеловечной. Молодежи был нанесен огромный духовный ущерб. Свободой во имя истины и разума воспользовались немно­гие. Другие понимали свободу как свободу джунглей, ибо свобода бывает очень разной.

С начала XXI века шабаш стал утихать, ситуация менялась, но воздействие 90-х годов еще оставалось. Короче говоря, мы и сейчас во многом имеем то, что несовместимо с российской нрав­ственной и духовной традицией и с человеческим миром вообще. Обычно эта ситуация оправдывалась необходимостью перехода к первоначальному капитализму с его принципами социального дарвинизма. Но, во-первых, этот процесс слишком затянулся; во-вторых, предпринимательство и стремление к выгоде не обяза­тельно должны принимать (и не всегда принимают) такие дикие формы отчуждения человека от его собственной сущности — че­ловеколюбия, любви к ближнему и других проявлений, без ко­торых нормальное человеческое общество немыслимо. Предпри­нимательство может и должно иметь моральный аспект, чтобы служить стране и людям. Подтверждение этому мы найдем, если обратимся к истории нашей страны и других стран. Невозможно строить общество по принципу абсолютного эгоизма. И это на­столько противоречит русской традиции, что может вызвать и вы­зывает серьезный нравственный слом в обществе.

Правда, в последнее время многое делается для того, чтобы вытравить из сознания людей этот кошмар. Даже телевидение резко изменилось, но не до конца. Но здесь необходимо продол­жить это очищение. Исключительно опасно то надругательство над патриотическим чувством, которое наблюдалось в 90-е годы. Это делалось под разными, обычно нелепыми предлогами. Исто­рической наукой доказано, что если у того или иного народа раз­рушается любовь к Родине, к своему народу, т.е., по существу, к себе, то такой народ, как правило, или ассимилируется, или просто завоевывается, захватывается тем или иным путем, и его госу­дарственность и суверенитет гибнут. Нельзя жить, испытывая не­приязнь к самому себе. Но именно это — тщательно, продуманно и настойчиво, ссылаясь на необходимость «критики» (в сущности, это была не критика, а клевета и ложь по поводу нашей истории и культуры) пытались нам внушить в 90-е годы.

Разумеется, сейчас много сделано для восстановления есте­ственного патриотизма, любви к Родине. Но патриотизм бывает всякий, бывает даже казенный, слишком официозный патриотизм. На самом деле, патриотизм, как всякая любовь, — это глубокое ду­ховное чувство, оно может углубляться и становиться довольно сложным, многослойным, задевающим самые глубины человече­ского бытия и потому быть еще более мощным и определяющим. И, конечно, подлинный патриотизм никак не связан с негативиз­мом по отношению к другим народам. Но в случае внешней агрес­сии и т.п. он незаменим в борьбе за жизнь нации.

Надо отметить, что в России углублению и глубокому станов­лению этого чувства в высшей степени способствует прочтение русской классической литературы. Следует особо подчеркнуть, что углубление в русскую классику, в русскую культуру, особенно в смысле познания духовной сущности России, приводит к под­линному преображению сознания. Тогда в душе российского че­ловека создается образ внутренней России, Россия становится ча­стью его души. Следовательно, человек становится неотделимым от России, а его любовь к Родине приобретает глубочайший он­тологический статус. Предназначение России становится его соб­ственным предназначением (все это подробно изложено в одной из глав моей книги «Россия Вечная»). Я уже не говорю о том, что русская классика навеки прославила Россию во всем мире. Я сейчас имею в виду, что если, например, собрать воедино то, что содержится в русской классике (прозе и поэзии) относительно России, глубинного раскрытия ее сущности, ее образа, неиспове­димой любви к ней — то мы получим более чем ошеломляющую картину, невиданную в мировой литературе. Это может служить источником духовно несокрушимой любви к Родине.

Между тем преподавание отечественной литературы в школе ведется, как и в советские времена, на чрезвычайно низком уров­не, ибо изобилует штампами, ориентировкой на чисто внешние или социальные моменты, которые в настоящее время отнюдь не актуальны, и не выделяется самое ценное, а именно — человек во всей сложности и многослойности своей души. Не отделяется самое важное от второстепенного. Конечно, в школе трудно пре­подавать философские глубины русской литературы, но любовь к родине и понимание человека как духовного существа, а не как биоробота, там лежат на поверхности и открыты для школы.

Но гуманитарное образование в школе (литература и история) у нас сейчас оттеснено на задний план, и это большая ошибка. Точные науки делают спеца, а гуманитарные — человека. И поэто­му какая-то степень религиозного образования в нашей стране с глубокой православной традицией тоже необходима. Тенденция современной цивилизации к превращению человека в некий вид биоробота, для России, с ее духовной традицией, которая как раз способствовала ее возвышению, совершенно неприемлема, как и для человечества в целом.

Следует отметить, что именно страны с мощным духовным по­тенциалом (и великой национальной идеей) выживали тысячеле­тиями и оставили неизгладимый след в истории. Весьма разитель­ный пример — Китай, где наряду с чисто духовной трансцендент­ной традицией (даосизм, буддизм) существовала и мощнейшая национальная идеология в лице прежде всего конфуцианства, да и всей китайской культуры в целом.

Национальная идея, действительно, играет важнейшую роль. Она может носить религиозный, даже метафизический оттенок (как в великой Индии), может — чисто социальный. Она может и меняться на протяжении истории той или иной страны. В конце концов, ее может и не быть. Серьезнейшая проблема России со­стоит в том, что она по-настоящему живет только тогда, когда у нее есть великая идея. Не будем углубляться в прошлое, но ясно, что идея триединства (Бог, царь и Отечество) сыграла определяю­щую роль в дореволюционной России. Без нее немыслимо было бы то укрепленное единство и мощь России на протяжении столе­тий ее существования.

Одной из самых таинственных черт русского самосознания яв­ляется потребность великой идеи, всеохватывающей, национальной, отвечающей запросам даже самых глубоких тайников души и наполняющей жизнь человека высшим смыслом. Сейчас такой идеи нет. Ее отсутствие может парализовать до какой-то степени волю к сколько-нибудь значительному созиданию, породить апа­тию и равнодушие в обществе. До какого уровня безразличие может дойти, показал мне характерный случай, произошедший недавно в подъезде дома, где находится моя квартира в Москве. Я, возвра­щаясь с дачи, заметил одному жильцу, мужчине еще достаточно молодому, лет около 40, о том, что в подъезде нашем невыносимая грязь. Он пожал плечами и ответил: «Идеи нет». То есть, если нет какой-то большой, вдохновляющей идеи, то, оказывается, можно вообще ни на что не обращать внимания, в том числе, на «мело­чи». Зачем? По его мнению выходит, что если нет ничего великого в жизни, то зачем напрягаться? Спрашивается, а как же «деньги», ведь «презренный металл» овладел всем миром? Но выясняется, что в России не совсем так. Есть и другие поразительные факты в этом отношении. Одно дело — просто обеспечить свою жизнь, другое дело — определить, вообще, зачем жизнь нужна, что в ней есть сверхценного. Конечно, религия отвечает на эти вопросы, но, к сожалению, в современном мире человек слишком погружен в стихию чисто материальных интересов, и общество потребления с его механизмами воздействия подогревает эти интересы до такой степени, словно кроме них ничего другого не существует.

...Тот несомненный факт, что российский человек всегда испы­тывает потребность в великой идее, доказывает, что Россия пред­назначена к какому-то великому будущему. Конечно, если это будущее не будет сорвано какими-то трагическими обстоятель­ствами. Апатия, недоверие к государству преодолевается, если присутствует национальная идея, охватывающая как верхи, так и низы общества, и тогда пробужденная народная энергия сможет идти в нужном направлении. Проблема состоит в том, что нацио­нальная идея не может быть создана искусственно, она должна вытекать из самых глубин народного самосознания, истории стра­ны и ее духовной культуры. Наиболее мощным примером воздей­ствия национальной идеи на формирование нации и государства является, конечно, история Поднебесной, сохранившей себя на протяжении тысячелетий.

К сожалению, современный мир лишен великих идей. Идея гармоничного идеального социального устройства полностью дискредитирована. Социализм провалился, а лозунг «умереть за капитализм» может насмешить даже идиота.

Что касается России, то единственное, что имеет шанс, един­ственное, от чего могут дрогнуть многие сердца — это чувство Родины. Но простой патриотизм, при всей его важности, не мо­жет стать национальной идеологией, для этого он должен превра­титься в серьезное мировоззрение, охватывающее все главнейшие стороны человеческого бытия. Эта проблема обсуждается в моей книге «Россия Вечная».

Итак, мы описали современные трудности. Они чреваты боль­шими опасностями не только для России, но и для всего мира в целом. Поэтому здесь от руководства страны требуется на между­народном уровне сочетание гибкости и твердости, высшая поли­тическая мудрость, умение предугадывать неожиданные поворо­ты событий на мировой арене, многовариантность реагирования на них, чтобы последний выбор был наилучшим.

Если России удастся решить все проблемы, главная из кото­рых — сохранение здоровья нации и демографическая ситуация в целом, тогда можно говорить о будущем, в смысле создания проекта новой России, уже освобожденной от угроз и опасностей переходного периода. Мое видение этого проекта заключается в следующем. Назовем этот проект «Великая Россия». Главные ха­рактеристики, черты Великой России можно перечислить.

1.      Россия становится мощным государством, ее суверенитет незыблем.

2.      Ее мощь направлена только на защиту национальных ин­тересов страны. Россия является неагрессивным, миролю­бивым государством, заинтересованным в стабильности во всем мире.

3.      Россия образует собственную уникальную самобытную ци­вилизацию (как Индия, Китай, западный мир).

4.      Политически и социально Россия является демократической страной, развитой в промышленном, научном, технологиче­ском отношении и т.д., соответствующем данному времени. Направленность — социально-ориентированное общество, в котором достойная жизнь обеспечивается каждому человеку. Ясно, что построение социально-ориентированного общества в его полном объеме требует больших затрат, сведения к ми­нимуму социальной несправедливости, и поэтому оно воз­можно только после выхода России из переходного периода.

5.      Особая роль отводится духовной составляющей. Она вклю­чает не только религию, национальную идею, но и духовное развитие человека в целом. Значение русской культуры в ее высоком выражении здесь неоценимо, об этом мной уже написано выше. Так же очевидно, что без сильной духовной составляющей страна не может называться великой, а перед лицом не истории, а Бога — это единственная ценность, которая интересует высшие силы. Относительно религии можно утверждать уже сейчас, что если введения религиоз­ного воспитания в школе опасаются из-за того, что в Рос­сии существует множество религиозных конфессий, то уже сейчас это преодолимо, если на первом этапе ввести общее религиозное образование (без акцента на той или иной ре­лигии), которое хотя бы даст общее представление о Боге, бессмертии души, невидимом мире, нравственности, что яв­ляется основой всех религий. Но, конечно, это только пер­вый этап в преодолении того невежества, которое осталось нам в наследство от атеистического воспитания. Правосла­вие исповедует подавляющее большинство наших граждан, и хотя бы поэтому ему должен быть отдан приоритет. Я уже не говорю об исторических корнях...

6.      Огромное значение в духовной составляющей имеет момент нравственный, касающийся отношений между людьми. Тот страшный разгул безнравственности, уголовщины, обмана и насилия, который существует сейчас в обществе, — совершен­но подрывает нормальные отношения между людьми, подры­вает доверие к власти и ведет к развязыванию самых худших черт и пороков в человеке. Человек не может жить в обще­стве, где человек человеку враг. Конечно, до этого не дошло, но удар по основам человеческого существования, а именно любви к человеку как к ближнему нанесен весьма серьезный. Такая ситуация, если она продлится достаточно долго, может значительно разрушить психическое здоровье людей, всего народа. Особенно тяжело такой мрак переживают женщины, а ведь они — источник жизни, продолжения ее. Алкоголизм в значительной мере тоже порожден такой ситуацией, неве­рием в саму жизнь, из-за постоянного надругательства над ней (наиболее зверские случаи тоже показываются по теле­видению). Такая ситуация не может продолжаться бесконеч­но. Самое естественное человеческое чувство — это любовь, и если люди будут любить друг друга, уважать и видеть в другом человеке самого себя, то зло отпадает само по себе. Конечно, этого непросто достигнуть в современном мире, но надо, хотя бы в какой-то степени. Изначально наш народ от­личался именно добротой, христианскими качествами — и это давало свои результаты. И сейчас в большинстве случаев, после всех сюрреалистических изгибов нашей истории народ остается в основе своей добрым, отзывчивым, чутким, но эти качества надо реализовывать до конца, в том числе, и силами СМИ. Важно, чтобы эти качества не угасали в огне хищниче­ства и обмана. Я думаю, что в течение переходного периода это зло в значительной мере может быть преодолено. И в Ве­ликой России отношения между людьми будут иными: свет­лыми, радостными, чистыми, исполненными доброты, неж­ности, бережности; и общение между людьми, даже простая встреча, будет доставлять радость. Человек человеку должен приносить радость. Тогда жизнь будет другой, даже неза­висимо от социальных условий. Это не утопия, потому что сочувствие, сострадание, доброта заложены в природе чело­века. Но нужно воспитание, религиозное в том числе, чтобы все это проявлялось, а негативное в человеке хотя бы приглу­шалось. Любовь и мудрость — вот что должно лежать в осно­ве человеческих отношений. В Великой России мудрость за­ключается в том, чтобы видеть в человеке великую духовную сущность, пусть далеко еще не совсем проявленную. Одним словом, мудрость здесь означает человекопознание.

7.      Наконец, нельзя не остановиться на все более возрастающей в мире, по мере развития соответствующей технологии, воз­можности самоуничтожения человечества путем войн. Мо­жет наступить период (если он еще не наступил), когда необ­ходимость «вечного мира», о котором писал еще Кант, станет просто жизненной необходимостью. Как никогда вопрос об абсолютном запрещении агрессии станет актуальным. Рос­сия крайне заинтересована в таком запрещении не только по моральным соображениям, но и в том смысле, что это полно­стью соответствует ее национальным интересам (у нас есть все, что нужно для развития). Поэтому Россия в будущем может выступить как одна из главных инициаторов действи­тельной реализации проекта «вечного мира», хотя, учитывая современную ситуацию, путь к этому тяжел и долог.

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства, точнее, на нечто новое. Несомненно, поскольку все меняется, одна эпоха сменяет другую, будущее чревато огром­ными изменениями, которые могут достаточно глубоко и тоталь­но изменить современные представления человека о самом себе, своем происхождении и о мире. Это, видимо, будет связано с целым комплексом причин разного характера — здесь и сфера исто­рического процесса, войны, природные катаклизмы, но и целый ряд глобальных открытий, которые приведут к разрушению преж­них наивных, по существу, материалистических представлений. Эти открытия могут нести в себе определенную опасность, но они могут тотально изменить сознание человека, направленность его воли и действий (но в целом все это будет способствовать выходу человечества из тупика, в который оно зашло). К тому же духов­ная деградация не может продолжаться бесконечно.

Однако ко всем этим изменениям, которые могут носить нео­жиданный, даже парадоксальный характер, никак не укладываю­щийся в уме современного среднего человека, надо быть готовым. Но все эти изменения в историческом процессе, открытия и т.д. — тема совершенно другой статьи.

Что касается непосредственно текущего времени, то Россия находится, конечно, в очень сложном положении (как и весь мир). Будем надеяться, что Россия, выходившая из стольких критиче­ских ситуаций, одержавшая столько блистательных и великих по­бед на кровавом поле человеческой истории, спасшая Европу от фашизма, найдет выход и из современной ситуации, — грозной и плохо поддающейся определению. Мы не можем погубить то, что оплачено кровью прежних поколений, породивших нас.

Россию действительно может ждать блистательное, необык­новенное будущее, в чем-то загадочное, несомненно, связанное с судьбой этого мира, но не только. Конечно, для этого необходимо задействовать все духовные и материальные силы, отстаивать на­циональный суверенитет, суверенную демократию. Надо учиты­вать определенные тенденции в мировой политике, направленные на разрушение национально-государственных суверенитетов, и противостоять им. Если Россия отдаст существенную часть свое­го суверенитета, она может погибнуть. И если Бог хранил нас, то именно потому, что мы хранили себя.

Постскриптум

А теперь несколько слов о другом будущем, весьма отдаленном от нас, скажем, на несколько столетий, но, может быть, и меньше.

В одном из замечательных рассказов Набокова говорится о человеке, который умолил своего друга открыть ему секрет миро­здания, поскольку его друг хранил эту тайну, скрывая ее от людей. И тогда он раскрыл, нашептал герою рассказа про это. Выслушав, тот умер от удивления.

Боюсь, что если современному человеку удалось бы заглянуть более или менее отдаленное будущее, то его постигла бы та же участь.

 

 

МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич – писатель, философ, поэт-дра­матург. Родился в 1931 г. в Москве, в 60-х годах был известен как писатель-неконформист. В 1974 году вместе с женой Марией имми­грировал в США, в 1983 году переехал во Францию. Его произведения переведены на 16 языков. В 1993 году переехал в Россию. В 90-х годах преподавал философию в МГУ. Основные философские книги «Судьба бытия» и «Россия Вечная». Лауреат премии Андрея Белого, Пушкин­ской премии (Германия, Фонд Тёпфера) и премии «Словесность». Кава­лер ордена Дружбы. Член Русского ПЕН-центра, Союза театральных деятелей России, Президент клуба метареалистов при ЦДЛ.

 

 

 

Состоялся вечер Юрия Мамлеева 13.07.11 дача на пок...
Метафизический реалист Пушкин - Юрий Мамлеев интер...
 

Комментарии

Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.

Мамлеев Юрий Витальевич — писатель и философ, драматург и поэт.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последнее на форуме

Женя
Новый участник
Проблема Dasein`a и неоплатонизма в России.
В неоплатонизме высшим измерением считалось апофатическое Единое. Убежден, что э...
5185 Просмотров
0 Ответов
1 Ответов
Опубликовано 26.10.2015
Женя
Новый участник
Великий Змей Ананта Шеша как головная боль Последн
Артур Авалон в своей книги «Кундалини-йога. Змеиная сила» описал тантрическую си...
6556 Просмотров
0 Ответов
3 Ответов
Опубликовано 27.07.2015
Женя
Новый участник
Другой
(пишу слегка быстро, а потому с ошибками) Я хотел бы поговорить о тайне Др...
4638 Просмотров
0 Ответов
2 Ответов
Опубликовано 31.10.2015
Владимир Никонов
Новый участник
Восприятие литературы Юрия Мамлеева
[size=4]Когда Я читаю Юрия Мамлеева я погружаюсь в другую реальность я начинаю с...
11014 Просмотров
0 Ответов
7 Ответов
Опубликовано 12.04.2009
Женя
Новый участник
Тьма поглотит всю Вселенную.
За все тысячелетия человечества, мы находились в процессе бесконечных войн, граб...
5193 Просмотров
0 Ответов
2 Ответов
Опубликовано 10.10.2015